Птичьи голоса в музыкальном искусстве (конспект открытого урока для практикантов и учителей)
0.0/5 оценка (0 голосов)

Птичьи голоса в музыкальном искусстве (конспект открытого урока для практикантов и учителей)

Урок музыки в 1 классе

Тема: Птичьи голоса в музыкальном искусстве.

Цели: познакомить детей с «песнями» птиц, определить особенности передачи их звукоизвлечения через инструментальную музыку.

Задачи:

1.Информационно-учебно-познавательная компетенция.

- Формирование представлений о тембре и регистре, в котором исполняются птичьи голоса в инструментальной музыке.

2. Предметная компетенция.

- Развитие вокально-хоровых навыков, эмоционально-образного восприятия.
- Развивать звуковысотный и ритмический слух у детей, развивать вокально-хоровые навыки.

Оборудование:плакаты птиц, фонограмма – пение птиц, «Жаворонок» Глинка, В. Сокальский «Пташка», укр. нар. Песня «Щебетала пташечка».

Ход работы:

1. Приветствие.
2. Учитель: «На дворе у нас конец зимы и скоро к нам вернутся птицы, которые улетали в тёплые края. И мы с вами ребята должны сегодня отгадать, а скорее разобраться в том, в каком же регистре в музыке обычно изображаются птицы. Но для этого нам нужно правильно настроить ушки, чтобы услышать и различить эти регистры. А для этого мы с вами поиграем».

Игра «Кто шумит в лесу?»

Мишка – нижний регистр, Зайка – средний регистр, птичка – высокий регистр.
Описание: на партах у учеников лежат карточки с изображением медведя, зайца и птиц. Учитель играет мелодию в высоком регистре, изображая птичек, говорит, кто это; учитель играет в среднем регистре, изображая зайку, говорит, кто это; учитель играет в нижнем регистре, изображая медведя и говорит, что это медведь. Затем учитель просит учеников закрыть глаза и играет одну из пьес, затем просит поднять соответствующую карточку.
Учитель: «В этой игре, ребята, птички изображались в верхнем регистре. А теперь перед нами стоит новая задача. Мишка, который приходил к нам в гости и топал, оставил нам этот свёрточек с заданием. (Разворачивает и читает)Дорогие ребята! У меня совсем нет музыкального слуха. Недавно я слышал, как енот играл на скрипке пьесу «Птичка», которую написал композитор Сокальский. Енот утверждает, что произведение написано в верхнем регистре. Но я чувствую, что что-то не так. Помогите мне разобраться.

3. Ребята! Мы поможем Мишке? Давайте ещё раз вспомним (играет). Это верхний регистр, это средний регистр, а это нижний регистр. А теперь послушаем произведение Сокальского «Птичка».
Звучит аудиозапись.
Учитель: « И так, ребята. Давайте попробуем разобраться. Что, по-вашему, птичка делала? Какое настроение, характер птички выразила музыка? Какая это могла быть птичка (синичка, воробей, ласточка, скворец)? В каком регистре композитор написал произведение? Теперь, после урока я обязательно напишу Мишке ответ на его письмо. Он ведь считает, что у него нет слуха. На самом деле он очень чутко услышал, что пьеса написана не только в верхнем, но и в среднем регистре (продемонстрировать на фортепиано). Ах, какой молодец!
Скажите мне, пожалуйста, кто знает, какие птицы первыми прилетают весной? Как раз сегодня мы познакомимся с песней о таких птицах и про праздник наступления весны».

4. Показ « Весенняя песня»
1 куплет.
Под окном снег лежит белый белый,
И мороз нас пугает по утрам.
Припев: (2 раза)
Но уже скворцы прилетели,
Песни свои звонко запели.
Чтобы поскорее весна вернулась к нам.
2 куплет.
Подхватил эту звонкую песню
Озорной ручеёк у ворот.
Припев: (2 раза)
И весёлой нежной капелью
Вместе с ним сосульки запели
Пусть весна услышит
И к нам скорей придёт

Обсуждение смысла песни. Какое у неё настроение и как её нужно петь?

5. Разучивание мелодии на слог «лю», проговаривание слов первого куплета, подпевание припева.

6. Инсценировка знакомой песни. Например, «Два весёлых гуся».

7. Домашнее задание: разучивание текста песни.